ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО (Первый день).
Поездки по Золотому Кольцу России проводят многие туристические фирмы. По этому маршруту возят иностранцев, чтобы показать Россию. Благодаря туристам многое сохранилось в безбожные времена. Но многое с трудом возвращается православной церкви.
Паломники часто ездили по этому маршруту в 90-е годы, но в последние годы интерес к этому маршруту упал, и этим летом мы впервые не смогли собрать народ на эту поездку, хотя жара и лесные пожары не дали бы нам посетить эти места.
Все поездки сопровождал священник. С нами побывали отец Артемий Скрипкин, приснопамятный отец Владимир Фоменко, отец Геннадий Никитин, протоиерей Иоанн Миронов, игумен Никита из лавры, иеромонах Кирилл из духовной академии, отец Антоний из Мурома. Боюсь, что я не всех вспомнила.
Вначале группы были большие, но с каждым годом уменьшались, и последние годы мы с трудом собирали 13 человек на маленький автобус. Больше всего запомнились первые поездки. Автобус заполнялся до отказа. Первое дело надо было правильно рассадить людей, никого не обидев. Помню, в одну из поездок собралась с нами одна очень бедная старушка. Был июль, а она пришла в резиновых сапогах и заношенной капроновой куртке. Я приготовила ей место в четвертом ряду, а она вдруг раскапризничалась и требовала себе место во втором ряду, иначе она отказывалась ехать. Первое моё желание было отдать ей деньги и отправить домой. Но я представила, что с ней будет, когда она вернётся домой. Ведь она, наверное, целый год копила деньги на эту поездку из своей крошечной пенсии. Мне удалось устроить её так, как она хотела. Мы окружили её любовью и делились с ней бутербродами в пути. Оказалось, что в молодости она работала экскурсоводом и возила группы в Прибалтику. Побывать на Золотом Кольце было мечтой её жизни. Как же была она благодарна за эту поездку! Перед поездкой автобус загружался продуктами, ложками, мисками, поварешками, кипятильниками, кастрюлями и ещё многими вещами необходимыми в пути.
Первая большая остановка была в Иверском монастыре в Валдае. Там мы отдыхали, купались в озере и обедали. К скромному монастырскому обеду мы добавляли рыбные консервы, помидоры, огурцы и зелень. Получалось роскошно. Отец Пантелеймон проводил нам замечательную экскурсию по монастырю, и мы двигались дальше.
Следующая остановка – Вышний Волочек, Казанский женский монастырь. Очень дорогое для петербуржцев место – здесь прожила последние годы блаженная Любушка из Сусанино. Здесь она и упокоилась. Матушка Феодора, игуменья Казанского монастыря, была её духовной дочерью. Мы много раз бывали в этом монастыре и даже одно время собирали для него деньги. На наших глазах скромная могилка превратилась в очень красивую часовню. Казанский монастырь самый закрытый из всех монастырей, в которых мы бывали. Ворота всегда на замке, надо позвонить в звонок. Через некоторое время открывается глазок, нас рассматривают, и глазок закрывается. Ещё минут через десять ворота открываются, и нас пропускают внутрь, если признают достойными. К счастью нас всегда пропускали. Но были группы, перед которыми ворота не открывались и, простояв полчаса люди, уезжали ни с чем. Могила Любушки удивительное место. К Любушке можно обратиться, как к живой, и получить ответ. Я обращалась к ней за советом относительно «Паломника» и получила ответ: «Не бросай «Паломник». А однажды мне было сказано: «Мало кланяешься» и это было верно. Теперь я расплачиваюсь за этот грех болезнью позвоночника.
Дальше по пути большое село Выдропужск, там есть храм в честь Смоленской Божией Матери, а в храме чудотворная икона Божией Матери Выдропужской. Храм очень бедный, находится он на кладбище. Есть в Выдропужске и хороший святой источник. Только люди не понимают, в каком месте они живут. Отцу Георгию, настоятелю храма приходится воевать с местными жителями, чтобы они не полоскали бельё в источнике, ведь рядом река Тверца. В храм ходит очень мало народа, только в праздники бывает человек двадцать. Батюшка, матушка Татьяна и их дети живут трудами рук своих: держат корову, трудятся на огороде. Наши приезды очень радовали их, мы вместе молились, заказывали требы, а позднее стали заказывать ужин у них, а на обратном пути обед. Для этой семьи это был хоть какой-то заработок. У отца Георгия интересная судьба. Он был воспитан верующей матерью, но сам к вере относился равнодушно. После армии пошёл служить в милицию, женился. Но однажды попал в автомобильную аварию и сильно пострадал. Тогда он дал обет, если поправится, то будет служить Богу. Но жена не соглашалась стать попадьёй. Но потом поняла мужа. И какая замечательная попадья из неё получилась.
В Выдропужске домов примерно 250. Батюшка обходил дома, приглашая людей в храм. В красном углу у всех иконы, в другом углу телевизор. Село русское, и все считают себя православными, но в церковь не ходят. Говорят, что времени нет. А на телевизор время находится. Воруют. Батюшка вынужден уносить чудотворную икону домой после службы. Но пора дальше в путь.
Поздно вечером мы в Твери в гостинице «Центральная». Сколько тёплых воспоминаний об этом месте. Здесь нас всегда принимали очень тепло и с большими скидками. Обычно нам давали последний этаж. Паломники устали и голодные. Срочно включаем кипятильники, завариваем огромную кастрюлю картофельного пюре, раздаем консервы, помидоры, огурцы, хлеб, сахар, чай, минут через сорок все накормлены. Свою посуду все моют сами, а нам надо вымыть кастрюли и всё уложить. Утром завтрак не положен, но многие просят чайку, кофейку. По мере возможности выполняем просьбы. Наконец первый день закончен. На часах час ночи. Завтра рано в путь, спать остается очень мало. Прежде чем покинуть гостеприимную Тверь мы отправляемся в Воскресенский собор помолиться возле мощей священномученика Фаддея епископа Тверского. Смерть его была ужасной. Его утопили в отхожем месте. Его любили прихожане, и даже уголовники в тюрьме прониклись к нему уважением. Верующие сумели получить его тело и похоронили его на кладбище. Но в годы безбожия его могила была утеряна, и только в восьмидесятые годы были обретены его нетленные мощи. Старец Валентин Мордасов говорил, что это самые сильные мощи в стране, он очень хотел иметь его икону аналойного размера, и только перед самой смертью отца Валентина мне удалось выполнить его просьбу. Мощи свещенномученика Фаддея очень сильно благоухают, и, когда в храме был ремонт, нам не нужно было спрашивать, куда их перенесли. Мы их сразу нашли по дивному аромату.
Но пора дальше в путь. Возле села Спас Заулок мы сворачиваем на север. Дорога ведет нас к городу Дмитрову. Дорога эта очень хорошая и мало забита транспортом. Природа вокруг очень красивая, а возле Дмитрова мы едем с горы на гору. Красота незабываемая. Зачем нам ездить в Швейцарию? Дмитров очень красивый город на берегу канала Москва – Волга. В городе много церквей сияют новыми золотыми куполами, есть монастырь. Так хочется остановиться, но время поджимает. Нас ждут с обедом в Успенском монастыре города Александрова, нельзя опаздывать.
Наша дружба с этим монастырём началась неожиданно. Однажды, возвращаясь из дальней поездки, мы свернули по новой дороге, найденной по карте. Направлялись мы в Сергиев Посад. Вдруг прямо перед нами возникли белые стены монастыря, и мы решили остановиться. Это оказался Успенский женский монастырь. Нас приняли так, как будто ждали нашего приезда. Провели нам очень интересную экскурсию, накормили нас обедом в сестринской трапезной. С тех пор мы часто бывали гостями этого замечательного монастыря. Монастырь этот хорошо сохранился, так как он считался объектом туристского Золотого Кольца, и до сих пор он находится в совместном пользовании с музеем. Без разрешения музея они не имеют права кустик посадить, не то, чтобы огород развести.
Город Александров – это бывшая Александрова слобода, любимая вотчина Ивана Грозного, и центр опричнины. Монастырь был основан преподобным Лукианом в17 веке для вдов. Нетленные мощи преподобного Лукиана находятся в монастыре. В монастыре много прекрасных старинных икон, но, главное, удивительно мирный и доброжелательный дух. Паломники проникаются благодатью, и с большой неохотой расстаются с этим монастырем. В этом монастыре служит замечательный священник протоиерей Андрей Устюжанин. Его мать Клавдия Устюжанина умерла во время операции, три дня провела на том свете и воскресла, и после этого прожила ещё 14 лет. О её жизни была написана книжка «Барнаульское чудо». С трудом распрощавшись с этим удивительным монастырём мы отправляемся дальше. Нас ждёт ночлег в Суздале.
СУЗДАЛЬ.
Суздаль – это живая сказка. Нас ждут в Покровском монастыре. Мы по касательной проехали мимо Владимира. Молоденькая послушница в голубом апостольнике встречает нас у ворот. «Я уже три часа жду вас». Она ведёт нас в трапезную, затем мы успеваем побыть в храме на конце службы и идём устраиваться на ночлег. Ночлег у нас в доме юного туриста. Большие комнаты на 15 – 16 коек, всё очень старое, но чисто и есть городские удобства. Потом мы не один раз ночевали в этом здании и полюбили его. У меня там было любимое место у углового окошка, выходящего на Ризоположенный монастырь. Только тогда это была гостиница, а не монастырь. Туда мы старались по возможности поселить батюшку и ходили расплачиваться за ночлег. На территории монастыря располагались какие-то конторы. Но через несколько лет монастырь начал возрождаться. Матушка Екатерина приехала из Риги и возглавила небольшую монашескую общину. В очень бедном храме особая благодать, не хотелось уходить. Я почувствовала, что во многих вновь открывающихся бедных монастырях особенно благодатно. Но это было позже. А пока мы пешком идём на утреннюю службу в Покровский монастырь. Расстояние примерно километр. Маленькие домики утопают в зелени садов. Высоких домов в Суздале нет. Строительство разрешается не выше двух этажей. Чтобы по-настоящему оценить красоту Суздаля, надо приехать сюда зимой. Покровский монастырь – один из самых древних в России. Он был основан в 14 веке и имеет очень интересную историю. Но особенно он известен тем ,что в нём была пострижена в монахини супруга Василия III Соломония Сабурова с именем София. Она была бездетна, а требовался наследник престола. Впоследствии князья сюда не раз отправляли неугодных жён. В крипте Покровского храма сохранилось много надгробий с известными фамилиями. Монахиня София после смерти была причислена к лику святых, и её нетленные мощи находятся сейчас в Покровском храме. Мы постояли на службе, послушали замечательный монастырский хор, причастились. После трапезы нам провели экскурсию по монастырю и по Суздалю. Мы узнали много горького о современной судьбе монастыря. В годы безбожия монастырь находился во владении Интуриста. Они построили на территории монастыря домики, стилизованные под русские избы, и в них до сих пор селят туристов. В монастырской трапезной находится ресторан для туристов. По ночам проводятся дискотеки, звучит громкая музыка, и монахиням очень нелегко существовать в таких условиях. Во второй половине дня мы успели съездить в Боголюбово и побывать в храме Покрова-на-Нерли – всемирно известной жемчужине русского церковного зодчества. Ночевать мы вернулись в Суздаль, рано утром отправились дальше в Иваново.
ИВАНОВО И КОСТРОМА.
Рано утром мы покидаем Суздаль и отправляемся в Иваново. Расстояние не очень большое – около 80 километров. Город кажется не очень уютным, серые дома постройки 30-х годов, это большой текстильный центр. Его прозвище – Город Невест. В городе находится один из самых больших женских монастырей – Свято Введенский. Возглавляет его архимандрит Амвросий (Юрасов), он очень известен в православных кругах. Нас встречает послушник – экскурсовод. Он говорит, что отец Амвросий ждёт нас всех на исповедь. Мы смущены, ведь мы накануне причащались в Суздале. Я иду улаживать эту проблему. Оказалось, что нам хотели оказать великую честь, а мы не оценили. Я прошу у батюшки прощения, и мы отправляемся на экскурсию. Монастырь этот новый. Он основан только в 1991 году, но в нём более 200 насельниц. Он находится в самом центре города. Здесь раньше была Введенская церковь, её восстановили. Рядом построили келейные корпуса. В создании монастыря нельзя недооценить труды отца Амвросия. В храме полное благолепие: 5-ти ярусный иконостас, есть мощи местных святых Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елиатского. Монастырь прославился обильным мироточением икон. Но это было позже. Нас покормили обедом в трапезной, сделали всё, чтобы наше посещение монастыря оставило доброе воспоминание. Но мне было в этом монастыре холодно. Я приписала это искушению и настроению, но, когда и следующий раз это чувство повторилось, и, когда паломники поделились со мной, что они тоже испытали те же чувства, я перестала завозить группы в этот монастырь. Я до сих пор не могу понять, почему это произошло. Архимандрит Амвросий очень деятельный человек, он старается возродить духовность в школах и больницах, помогает заключенным в тюрьмах, выступает по радио, пишет книги. У него много почитателей, вернее почитательниц, особенно в Москве. После посещения монастыря я прочитала несколько его книг. Запомнился один мелкий эпизод.
Однажды в монастырь приехали на послушание две дамы из Москвы. Их послали чистить туалеты, а затем он велел им ехать на автобусе в Москву в грязных вонючих платьях. Это приводилось как пример воспитания смирения. Мне такое смирение не понять. Разве смирение обязательно унижение?
В те годы рядом с монастырём находилась ярмарка тканей и изделий из тканей. Цены там были в несколько раз ниже, чем у нас. По просьбе паломников я дала им возможность посетить это привлекательное для женщин место, но времени дала только 30 минут. Мы опаздывали в Кострому. Когда мы попали на это место на следующий год, и я запланировала на это дело целый час, то никакой ярмарки не было. Перестройка уничтожила текстильную промышленность и разорила город Иваново. Вскоре мы добрались до Костромы.
Нас ожидал ночлег в уютной гостинице «Кострома».
Кострома находится на левом берегу Волги. Все города женского рода находятся на левом берегу Волги, а мужского - на правом. Конечно, к нашему времени все города разрослись, но исторические центры расположены именно так. Кострома чисто русский город, в нём сохранились целые улицы двухэтажных старинных домов, первый этаж каменный, а второй – деревянный. Конечно центр современный, но в основном город старинный. Наше знакомство со святынями началось с Анастасьевского женского монастыря. В нём хранится знаменитая Феодоровская икона Божией Матери, которой венчали на царство всех царей дома Романовых. Все иностранные принцессы, выходя замуж за русских царей и принимая православие, получали отчество Фёдоровна в честь этой иконы. Помолившись в монастыре и послушав рассказ о его истории, мы переходим через улицу, чтобы пообедать в столовой. Кормят прекрасно, а цены в два раза ниже, чем в Санкт-Петербурге. К сожалению, вскоре эта столовая закрылась, и нас кормили в семинарии. После обеда едем в Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь был основан предком рода Годуновых, татарином, крещёным в честь Ипатия Гангрского. Годуновы и русские цари много жертвовали на него. Монастырь хорошо сохранился, так как он считался одним из объектов туристского «Золотого Кольца». Возглавлял монастырь архимандрит Павел (Фокин), с которым я случайно познакомилась в Санкт-Петербурге. Мне посчастливилось побывать у него в келье. Когда мы приехали в монастырь впервые, монашеская жизнь там только начинала возрождаться, а местное безбожное начальство делало всё, чтобы испортить жизнь монахам. Монастырь очень красивый. Он находится на берегу Волги в том месте, где река Кострома в неё впадает. В центре монастыря Троицкий собор, украшенный замечательными фресками. Когда мы приехали в первый раз, то службы там разрешалось проводить только два раза в год: на Пасху и на Рождество, но постепенно он полностью перешёл монастырю. В одну из более поздних поездок мы побывали на ночной службе, посвященной памяти царя-мученика Николая II и его семьи. Перед входом в монастырь находится ярмарка сувениров. Кострома всегда славилась льном, и я решила купить себе на память кружевную льняную кофточку. Стоила она довольно дорого. Когда я вернулась домой, то увидела такую же в два раза дешевле, и мне объяснили, что это венгерский трикотаж. Переночевав в уютной гостинице, мы с утра отправились в Ярославль.
От Костромы до Ярославля чуть больше 70 километров, и вскоре мы встретили нашего друга Анатолия Сергеевича Чистякова. В то время он работал в туризме, но через несколько лет он перешёл на работу с паломниками. Он очень хорошо рассказывает, и то, что он рассказывает надолго остаётся в памяти. Как-то он мне сказал: «Плохой экскурсовод расскажет всё, что он знает, а хороший- то, что запомнится». Слушать его очень интересно. Он сопровождал нас по всей Ярославщине. В дальнейшем он ездил с нами и по соседним областям. Анатолий Сергеевич взял всю заботу о паломниках на себя. Он поселил нас в благоустроенном общежитии в центре города, накормил нас в кафе, а, главное, познакомил нас с многочисленными святынями Ярославля. В XVII –XVIII веках Ярославль был богатый купеческий город, и благочестивые русские купцы считали своим долгом отблагодарить Господа постройкой церкви. Вспоминаются старинные церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове, Спаса-на-Городу, где находится чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Церковь Ильи Пророка, к сожалению, до сих пор является музеем . Она очень красива, а внутри имеются замечательные фрески. Очень интересной была прогулка по набережной Волги. Ярославль – большой речной порт, и на причале там всегда стоят несколько лайнеров с туристами. Набережная очень красивая, вдоль неё стоят очень красивые старинные дома. Фасады домов свеже покрашены, так как это лицо города с Волги. После обеда мы отправляемся в Толгский монастырь на службу, а на следующий день в Ростов Великий.
Ростов Великий поражает величием Успенского собора и Кремля. Когда мы туда попали впервые, он нас поразил и нищетой. Около Кремля стояли десятки местных жителей с подносами, предлагая за бесценок изумительные украшения из знаменитой ростовской финифти. В Успенском соборе нас встретил отец Роман, он провёл для нас экскурсию по храму и по Кремлю и организовал для нас колокольный звон. Ростовские звоны известны на весь мир, и слушать их надо только в Ростове. Их величие потрясает до глубины души. В Ростовском Кремле снимался популярный фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и все дворики и галереи удивительно знакомы. После Кремля Анатолий Сергеевич отвёл нас в уютное кафе, где нас угостили линём из озера Неро - было очень вкусно, но только один раз. В следующие разы нас кормили обычной курой. Далее мы побывали в Спасо – Яковлевском монастыре на самом берегу озера Неро. Это красивый монастырь с интересной историей. Но, к сожалению, нам ни разу не удалось побыть в нём без спешки, начинает сказываться недостаток времени. Осмотрев монастырь, приложившись к мощам Дмитрия Ростовского и помочив ноги в озере Неро, мы двигаемся дальше. К ночи мы должны добраться до Твери, посетив Углич и Кашин.
УГЛИЧ и КАШИН.
Углич старинный город, где всё напоминает о Царевиче Димитрии, последнем сыне Ивана Грозного и Марии Нагой, убитом в этом городе. Первая святыня, которую мы посетили, была церковь Царевича Димитрия- на-поле. Старинная церковь эта была построена, после того, как на этом месте была сделана остановка по пути скорбной процессии, направлявшейся с телом царевича в Москву. Неожиданно из гроба потекла кровь. Углич – настолько интересный святой город, что о нём нужно рассказывать отдельно и побыть в нём подольше.
На этот раз времени было мало, и мы успели только посетить этот храм и Алексеевский женский монастырь. В храме нас встретил старенький священник, отец Владимир. Он рассказал нам об истории храма, мы приложились к многочисленным старинным иконам, батюшка помазал нас святым елеем от икон, и мы двинулись дальше с добрым напутствием отца Владимира. В Алексеевском монастыре нас приняли очень тепло, приглашали остаться, но мы только успели полюбоваться Дивной Церковью, названной так за удивительную красоту и приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Свеща Неугасимая Света Нетварного». На этой иконе Богородица изображена во весь рост со свечой в руках. Но время торопит. В Угличе мы распрощались с Анатолием Сергеевичем.
Наш дальнейший путь лежал по берегу Рыбинского водохранилища. По пути мы увидели очень грустную картину: из воды виднелась колокольня бывшего Югского монастыря. Вот уже много лет он напоминает людям о тех местах, где раньше были селения, жили люди, возделывали поля, рядом шумели леса, и всё это было уничтожено в годы безбожия.
Кашин небольшой старинный город. Мы не знали, где находятся мощи Анны Кашинской. Увидев большой храм, мы подъехали к нему. Но это оказался Дом Культуры. Был вечер, и молодежь толпилась у входа в ожидании дискотеки…… Храм не был возвращён православной церкви. Мы не сразу нашли нужное нам место. Люди, которых мы расспрашивали, ничего не знали об Анне Кашинской. А ведь это покровительница их города, жена князя Михаила Тверского, убитого татарами в Орде. Она потеряла и сыновей, но держалась всегда достойно и мужественно. Жизнь её закончилась в монастыре. Мощи её нетленны и выставлены в храме для почитания. С Божией помощью мы нашли этот храм, приложились к мощам, и отправились в Тверь, до которой было уже недалеко. В гостинице «Центральная» нас ждали Ольга Павловна и Маша Шабаровы, наши старые друзья. Ольга Павловна напекла для всех свои фирменные коврижки, а с Машей мы договорились, что утром она покажет нам святыни Твери. Последний день нашего путешествия.
В автобус садится Маша, и начинается интересный рассказ о святынях Твери. Мы посещаем монастырь Святой Екатерины и храм в честь этой святой. Игуменья этого монастыря матушка Иулиания по национальности финка. Она приехала в нашу страну, что бы стать студенткой, а стала православной монахиней. Побывали мы у мощей св.Митрофана – духовника царя-мученика Николая II, в старинном храме Белая Троица, в Отрочь монастыре и двинулись домой.
Обратно доехали без приключений. Всем не хотелось расставаться, за эти дни мы стали одной семьей.
|