СВЯТЫНИ ВОЛОГОДЧИНЫ

ВОЛОГДА - ФЕРАПОНТОВО - КИРИЛЛОВ - ГОРИЦЫ Приглашаем паломников посетить древнюю Вологду - «врата русского Севера», увидеть древние храмы и монастыри северных земель..

Программа поездки Кол-во дней Питание
  • Мы выезжаем из Санкт-Петербурга вечером в пятницу. Поезд отправляется с Ладожского вокзала.
  • В Вологду поезд прибывает утром. На вокзале нас встречает автобус и мы отправляемся в Ферапонтово (130 км). Там в помещении бывшего Ферапонтова монастыря открыт музей, находящийся под охраной ЮНЕСКО, т.к. в нем сохранились фрески Дионисия. Побывав на экскурсии и осмотрев фрески, мы направляемся в Горицы - в Воскресенский женский монастырь(монастырь Опальных Княгинь – место ссылки неугодных царских жен и родственниц). По дороге мы посещаем гору Мауру – место молитвы прп.Кирилла Белозерского. Молитва его была так горяча, что на камне остался глубокий след. В монастыре у нас обед в монастырской трапезной и экскурсия. Имеется св.источник, где можно запастись очень вкусной и целебной водой. Затем мы отправляемся в Кирилло-Белозерский монастырь. В монастыре нас ожидает экскурсия и вечерняя служба. После службы паломники отправляются в Вологду. Ужин и ночлег.
  • Утром литургия в Спасо-Прилукском монастыре, экскурсия по монастырю и обед. После обеда экскурсия по Вологде. Мы посещаем Святые места Вологды, музей народных ремесел, выставку древних икон, могилу святителя Александра – друга св.пр.Иоанна Кронштадтского и мемориал Ленинградским блокадникам. В 19 часов поезд отправляется в С.Петербург
  • Вв 8.00 (понедельник) мы прибываем в Санкт-Петербург на Ладожский вокзал
  • 2 Питание в двухразовое

    Ферапонтов монастырь основан был в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. Стремясь к уединению и молитве, преподобные Кирилл и Ферапонт отправились на север - в земли Белозерья. Избрав место на берегу озера Сиверского, Кирилл и Ферапонт водрузили здесь крест и выкопали себе землянки. Прожив некоторое время вместе с Кириллом, Ферапонт отправился на поиски уединения. Прп.Ферапонт остановил свой выбор на красивейшем месте. Монастырь расположен на холме между двух озер – Бородавского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Вскоре сюда стали приходить и другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Богоматери. Так возник Ферапонтов монастырь.

    История монастыря интереснейшая и многообразная, были и процветание, и разорения, пожары, но монастырь восстанавливался вновь и вновь. После пожара в 1490 году сооружается древнейшее каменное здание монастыря - собор Рождества Богоматери. В 1502 году всего за 34 дня весь собор был расписан известнейшим художником тех времен - Дионисием и его сыновьями. Это единственное место, где фрески Дионисия сохранились так полно. Есть сведения о работе Дионисия в московском Успенском соборе, в Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях, но там сохранились очень небольшие фрагменты росписи.

    Ныне монастырь является Музеем фресок Дионисия под патронажем ЮНЕСКО как всемирно-исторического памятника архитектуры и искусства. Только надвратная церковь (когда-то она являлась домовым храмом низложенного патриарха Никона) находиться на попечении Вологодской епархии и в ней проходят богослужения.

    Воскресенский девичий Горицкий монастырь Находится монастырь в удивительно красивом месте: холмы, леса, река Шексна, живописные острова на ней.

    История Гориц — это трагедия, начавшаяся со времени основания обители. Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросинией Старицкой, в который она, после пострига в 1563 году с именем Евдокии, удалилась для душевного успокоения и служения Богу. Княгиня-инокиня Евдокия первое время пользовалась благорасположением к себе царя Ивана Васильевича, который делал щедрые милости устроенной ею Воскресенской обители. Но спокойно инокиням жилось лишь до 1569 года. По доносу царем был казнен сын княгини - князь Владимир Старицкий и вся его семья. Но жестокость царя этими жертвами не ограничилась. Немедленно были посланы гонцы на Бело-озеро в Горы и повелением царя были потоплены в реке Шексне княгиня-инокиня Евдокия, инокиня Мария, инокиня Александра (в мире княгиня Иулиания Дмитриевна) и игумения Анна. Один из современников, записывая на память грядущим векам злополучную судьбу самой княгини-инокини Евдокии, называет княгиню «воистинно святою, во святом вдовстве и в монашестве просиявшею». Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи.

    Трагедией Горицкого монастыря стало то, что он был насильно превращен в место заточения и ссылки многих знатных русских женщин.

    Здесь жила некоторое время царица Анна, четвертая супруга Иоанна Грозного, вместе с инокиней-царицей жила здесь невестка Грозного, вторая супруга его сына Иоанна, Пелагея Михайловна. Пребывала здесь и царица Мария в иночестве Марфа, последняя супруга царя Иоанна Грозного, мать царевича Димитрия. Здесь же в Горицах томилась в заточении дочь царя Бориса Годунова, царевна Ксения. В 1619 году проживала под надзором старица княгиня Елена Масальская. Здесь же томилась в заключении бывшая невеста Петра II, княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова, которая, была освобождена только после вступлении на престол Елизаветы Петровны.

    Множество трагедий, страданий на протяжении двух с половиной веков, упадок и запустение, а потом, как награда за все трагическое, страшное и страдальческое, за все выплаканные и невыплаканные женские слезы наступил внезапный расцвет обители и благополучная жизнь на протяжении столетия. Но все обрывается террором большевиков и гибелью монастыря.

    После войны в монастыре располагался дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

    Сейчас в монастыре постоянно живут 15 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты.

    Кирилло-Белозерский монастырь Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем Московского Симонова монастыря прп. Кириллом, искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на место, которое было открыто ему Пресвятой Богородицей в видении. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей.

    С историей монастыря связаны имена Василия Темного и Иоанна Грозного, многих именитых бояр и князей. Был он известен и как место ссылки опальных представителей русской знати. Здесь провел в заточении последние пять лет своей жизни патриарх Никон. После того как в 1612 году монастырь выдержал осаду поляков и литовцев были возведены крепостные стены и башни, и доныне поражающие своими размерами.

    В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.

    Позже Кирилло-Белозерский монастырь потерял свое влияние, в 1764 году указом Екатерины остался без земель, а в 1776 году монастырская слобода получила статус города — город Кириллов.

    Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 1924 году, а его последнего настоятеля расстреляли коммунисты. В советское время монастырь, к счастью, стал не концлагерем, а краеведческим музеем, поэтому сохранился ансамбль и многие художественные ценности. В последнее время музей соседствует с монастырем. В монастырь вновь пришли иноки. Проводятся богослужения в церкви Кирилла Белозерского.

    Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь Спасо-Прилуцкий монастырь основал между 1378 и 1382 гг., преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец Переславля-Залесского, где Прп.Димитрий основал Никольский Переяславский монастырь и был какое то время его игуменом, однако, стремясь к уединенным подвигам, он решил подвизаться на суровом Севере. В дальний путь он отправился вместе со своим преданным учеником Пахомием. Дойдя до берегов р.Вологды, монахи построили здесь церковь во имя Всемилостивого Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам Димитрий стал известен как прп.Дмитрий Прилуцкий.

    Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. В нем строго соблюдался устав: неимение братией личного имущества, послушание игумену, труды для обители и совместные братские трапезы. 24 февраля 1392 года прп.Димитрий скончался и был погребен у южной стены деревянного Спасского храма. На протяжении столетий монашеская жизнь здесь совершалась по примеру святого игумена, со смирением, терпением и любовью.

    Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. Множество бед постигших монастырь - разорение поляко-литовцами, сильные пожары - не сломили ее. С 1651 г. монастырю было даровано управление архимандритом.

    Как и многие другие монастыри Русского Севера, Спасо-Прилукций монастырь пострадал от секуляризации церковных земель по указу Екатерины II. Только ради древности и многих святынь, хранящихся в нем, его причислили ко второму классу. Монастырь считался оплотом Православия на Севере. Об этом говорит и тот факт, что в 1812 г. перед нашествием французов сюда, как в самое надежное место, были свезены святыни и богатое убранство московских храмов и монастырей.

    Главный монастырский двухэтажный собор во имя Всемилостивого Спаса Происхождения честных Древ Животворящего Креста Господня был выстроен в 1542 г., затем восстановлен после пожара в 1817 г. Нижняя церковь соборного храма - во имя прп. Димитрия с приделом прп. Сергия Радонежского. Кроме Спасского собора в монастыре были воздвигнуты Введенский храм, надвратная церковь Вознесения Господня храмы Всех святых и вмч. Екатерины. Монастырь был обнесен массивной каменной стеной с огромными угловыми башнями. На его территорию перевезена для сохранения деревянная шатровая Успенская церковь I пол. XVI в.

    В течении XIX века монастырь постепенно ветшал. Медленно, но верно разрушались стены и древние постройки. И дело было не только в том, что не хватало средств на подновление храмов, но и в том, что не было человека, который бы принял на себя столь масштабную задачу – восстановление обители в ее былом величии. Лишь в 1888 году, когда Святейший Синод назначил ее настоятелем игумена Анатолия (с возведением его в сан архимандрита), ситуация изменилась к лучшему.

    В столь благолепном виде монастырю довелось существовать недолго. Уже в 1918 году в нем прошел обыск. Часть зданий заняли под свои нужды красноармейцы, но в Спасском соборе еще некоторое время проходили служения. Летом 1924 года обитель была закрыта. В разные годы советской власти в монастыре размещались склады, буфеты, кинотеатр, пересыльная тюрьма и дом инвалидов.

    Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря Русской Православной Церкви началось в 1990 году. В этом году передали Воскресенскую надвратную церковь, в 1991 году при Спасо-Прилуцком монастыре была организована монашеская община. Наконец в 1992 году весь монастырь полностью был возвращен Церкви.

    Вологда, Вологда, впервые упоминаемая в письменных источниках под 1147 годом, - один из старейших русских городов, расположенный на живописных берегах небольшой спокойной реки с одноименным названием. Основана Вологда новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухона и Шексна.

    Датой основания Вологды принято считать 1147 год, когда, по преданию, вологодский чудотворец Герасим пришел на реку Вологду, на “великий лес” и застал там деревянную церковь Воскресенья , вокруг которой и раскинулся “средний посад малого торжка”. Древний русский город служил “воротами” на Север, был крупным торгово-ремесленным центром, форпостом Москвы в борьбе с иноземными завоевателями.

    Царь Иван Грозный стремился превратить город в свою северную резиденцию, в связи с этим началось строительство грандиозного Кремля, закладывается величавый Софийский кафедральный собор (1568-1571гг.)

    До конца XVII века Вологда сохранила роль форпоста на Севере России. Вологжане сражались на поле Куликовом, отражали нападение польско-литовских захватчиков.

    В начале XVIII века в Вологде бывал Петр I. В память о его пребывании в доме голландских купцов Гоутманов был организован первый городской музей.

    С именем Вологды связаны многие страницы в истории русской культуры.

    В древней Вологде были развиты ремесла: столярные, плотницкие. "Дом, где резной палисад..." Кто не помнит этих слов из когда-то очень популярной песни о Вологде. И сейчас немало домов на Вологодчине украшено этими деревянными кружевами. А с начала XIX века в Вологде зародилось кружевоплетение. Вологодские кружева пользуются особой известностью. Слава от них давно перешагнула рубежи нашей страны. Изделия вологодских кружевниц получили высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках.

    Вологодское масло приобрело огромную известность не только в нашей стране, но и за рубежом.